КАК ОТ-SMART-ОВАТЬ СВОЮ ЦЕЛЬ
Покажите мне рядового конторского клерка,
у которого есть четко поставленная перед собой цель – и я покажу Вам человека, который способен изменить ход истории.
Покажите мне человека, который собирается изменить ход истории, не имея перед собой четко поставленной цели – и я покажу Вам рядового конторского клерка.
Дж. Пенни
Ну, что, продолжаем учиться формату конечного результата? Сегодня мы поговорим о правиле конкретности цели или о технологии SMART (означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый»). В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел американец Питер Друкер в 1954 г.

Итак, SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей:

S Specific (специфичность-уникальность). Необходимо максимально четко сформулировать цель, в ней не должно присутствовать размытых формулировок. Цель должна быть четкой, конкретной. К примеру, слово «важные» проекты, может восприниматься по-разному. А вот формулировка «проекты, с контрактами от 1 млн рублей» уже звучит более конкретно. Или вот тоже размытая цель: «Привести себя в форму». Более специфичной или конкретной будет цель: «Сбросить 8 кг в течение ближайших 5 месяцев».

M Measurable (измеримость). Результат достижения цели должен быть измеримым (в рублях, в процентах, в баллах по десятибалльной шкале, в определенной периодичности и т.д.). Можно проанализировать себя, ответив на вопрос: как я пойму, что достиг цели? в чем измеряется достижение цели? Это важно, потому что все, что измеримо, может быть достигнуто.

A Appropriate (достижимость). Вы должны быть способны достичь этой цели, хотя бы в потенциале. Должны обладать ресурсами (внешними и внутренними) для ее достижения, либо быть способными эти ресурсы обрести. Цель должна быть амбициозной, вызывать драйв, желание ее достичь. Необходимо ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия.

R Relevant (релевантная). Цель должна согласовываться с другими целями, не противоречить им.

T Time bound (ограниченность во времени). Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет.

Для закрепления знаний давайте разберем одну цель. К примеру, она звучит следующим образом: «Хочу рано вставать по утрам».

Нужна конкретика (Когда именно, в какие дни я хочу просыпаться рано?): «Хочу вставать рано по утрам каждый день, кроме выходных и праздников».

Нужна измеримость (В какое время я бы хотел вставать по утрам?): «Хочу вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников».

Проверка на достижимость цели (Реально ли достичь этой цели? Во сколько мне придётся ложиться спасть, чтобы вставать так рано? Буду ли я высыпаться?): «Хочу ложиться спать в 10 часов вечера и вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников».

Релевантность цели (Зачем я хочу вставать раньше, чем я делаю это сейчас?): «Хочу ложиться спать в 10 часов вечера и вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников, при этом просыпаться выспавшимся и бодрым, чтобы использовать утреннее время для более продуктивной работы.»

Определить конкретный срок (К какому сроку я хочу достичь цели? Когда я хочу начать просыпаться рано?): «Начиная с сегодняшнего дня, я хочу ложиться спать в 10 часов вечера и вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников, при этом просыпаться выспавшимся и бодрым».

Попробуйте таким же образом «отсмартовать» одну из своих важных целей. Сделайте это прямо сейчас или сегодня вечером перед сном. Это действительно важный и нужный инструмент, ведь если мы не сформулируем свою цель достаточно конкретно, у нас не будет шанса достичь ее.

Удачи!

Дружески, Мария Нафанаилова

Made on
Tilda